МЕРИЛО ДУХОВНОСТИ Культура — это сложная духовная система, в которой переваривается, осмысливается, оценивается внешняя информация, непосредственно определяющая поступки и действия человека. Но что нужно сделать, чтобы человек смог проявить себя как личность? Каково влияние культуры на развитие человека? Об этом и многом другом сегодня наш корреспондент беседует с народным писателем Республики Каракалпакстан Оразбаем Абдирахмановым. — В мире нет ничего более ценного, чем человек. Что нужно для того, чтобы он проявил себя как личность? — Историю во все времена, как известно, делают личности. В различных формациях общества от деятельности личности зависит развитие или деградация самого общества или нации. Поэтому немаловажную роль в сформировании личности определяет, прежде всего, нравственное воспитание, в которое как важный фактор составляющей личности входят интеллект и физическое состояние человека. С обретением независимости, естественно, изменились духовные ценности личности и общества. Усилился интерес к истокам национальной истории, культуры, литературы, появились новые исследования и трактовки прежних духовных ценностей. По-моему, если основным критерием проявления личности является его отношение к обществу, то мерилом духовности человека можно считать его патриотизм... В истории всегда локомотивами обновлении и развития государства и общества выступали именно патриоты... — Какие нравственные черты характеризуют человека новой формации? — Помните, если раньше старого каракалпака спрашивали: "Как жизнь?", он не торопясь, отвечал: "Аркайын", что в переводе означает "самодостаточно". Сейчас спросите нового каракалпака: "Как дела?" он второпях ответит: "Дел много, надо успеть" и прощается, не успевая, как следует поздороваться. Леность мысли и действия остались в прошлом, новому поколению стал присущ прагматизм. Одним словом, каракалпаки постепенно избавляются от понятия "аркайын" (самодостаточно, вольно, свободно). Этому способствуют темп и развитие современного мира. — Как формируется духовно богатая, душевно щедрая, творческая, обладающая жизненно активной позицией личность? — Кажется, на этот вопрос в общих чертах я уже ответил. Но нам не следует пренебрегать опытом воспитания и других народов. Например, японцы умудряются прививать младенцу национальную ментальность, характер нации еще в утробе матери, а немцы начинают профориентацию ребенка с трехмесячного возраста. Чем хуже мы? Обладая древней духовной культурой, мы имеем благополучную почву для гармоничного развития личности. Например, помимо семейного воспитания ребенка, мы имеем родо-племенные и махаллинские рычаги воздействия на формирование нравственных устоев общества. — Существует устойчивое мнение, что молодежь больше деградирует, чем тянется к достижению высших целей. В чем причина такого отставания духовного развития? — У меня иное мнение по поводу деградации молодежи. В своей массе наша молодежь обладает здравым смыслом и стремится достойно идти по стопам отцов. Но отцы-то на протяжении нескольких поколений были убаюканы "светлым будущим", которое все не наступало. "Призрак, бродящий по Европе", остался тем же "призраком" идеалистов, а мир нынешний создается мыслями и руками прагматиков. Отторженность высших целей — идеалов от жизненных реалий и есть, наверное, одна из основных субъективных причин деградации части молодежи. Есть еще объективные причины, которые могут вызвать недоверие молодых к высшим целям, одна из которых коррумпированное сознание чиновничьей части общества. Одно неверное слово или неправильное истолкование законов и уставов могут оттолкнуть, если не тысячи, то сотни молодых людей от собственных идеалов. Сами понимаете, человек без идеала, что птица без крыльев, далеко не улетит. — Зависит ли уровень духовности человека от места его проживания: отличие человека, живущего в маленьком или большом городе? — Естественно. Приведу слова известного публициста Юрия Черниченко: "Мой знакомый из Муйнака как-то сказал: я был рыбаком знаменитым не только в Муйнаке, обо мне знали даже в Нукусе. А теперь кто я?.." Юрий Андреевич в фильме "Аралкум" отчаянием рыбака точно начертил внутреннюю духовную границу психологии индивида — жителя маленького городка. Житель, скажем, мегаполиса ежедневно, даже ежечасно сталкиваясь с различными проблемами, не приходит в такое отчаяние, как рыбак из Муйнака. А вот мой внук Алишер, живущий в Ташкенте, когда приехал погостить к нам, всех увиденных козлов и овец, назвал собаками... Семья, окружающая среда оказывают решающее влияние на формирование духовного мира человека. А уровень духовности во многом зависит от способности каждого индивида. — Являются ли синонимами слова "духовность" и "нравственность"? Что есть духовность и нравственность в Вашем понимании? — По-моему, у слова "духовность" смысл шире и глубже, хотя они не взаимоисключающие понятия. Слово "нравственность" близко к определению характера частного, то есть индивидуума, а слово "духовность" включает в себя не только "нравственность", но и знание, интеллект. Исходя из этого, я бы назвал "духовность — действием нравственности"... — Можно ли сказать, что духовность определяет жизнь сегодняшнего человека? Или современный мир настолько жесток и груб, что некоторые понятия утратили свое значение? — Духовность определяет не судьбу человека, а его назначение в современном мире. Мир многолик, и найти свое назначение в нем очень сложно. Вы читаете современную литературу, смотрите кино, где точки соприкосновения реалии жизни и духовного мира так размыты, порою кажется, что живешь не в своем идеальном мире. Или наоборот, увидев кадры, где возвышается культ силы или мошенничества, понимаешь, насколько мир жесток и обманчив. В этом мире все взаимосвязано.
Қарақалпақстан Республикасы Жоқарғы Кеңеси ҳәм Министрлер Кеңесиниң газеталары. Қарақалпақстан баспасөз ҳәм хабар агентлигинде 2007-жыл 7-февральда дизимге алынған. Гүўалық № 01-001